Конечно, люди увольняются по множеству причин – из-за слишком маленький зарплаты, неудобного расположения офиса, личных причин, а иногда даже из-за того, что им попросту скучно. Но вы, наверное, удивитесь, узнав, что по статистике самой распространенной причиной, по которой люди решают поискать другую работу, является то, что они недовольны руководителем.
Результаты множества научных исследований подтверждают: когда у сотрудников возникает неприятие начальства, они предпочтут уйти в другой отдел, на другую должность или даже сменить фирму. Более того, во многих случаях денежный фактор не является определяющим, и хороший специалист вполне может предпочесть более низкую зарплату, если при этом его будет окружать дружный коллектив, во главе которого будет доброжелательный босс.
Исследование, проведенное компанией Accenture, показывает, что есть 4 основные причины, по которым люди могут уйти с, казалось бы, вполне достойной работы:
- Им не по душе их начальство (31%),
- Отсутствие карьерных перспектив (31%),
- Конфликты с коллегами (35%)
- Недостаточное признание способностей и заслуг (43%).
Если вы взглянете на эти 4 причины, вы поймете, что хороший начальник вполне способен устранить их все. Почему? Да потому, что любой менеджер, получив под свое начало коллектив, должен прежде всего позаботиться о том, чтобы люди в нем чувствовали себя на своем месте, и понимали, что их ценят и уважают.
Популярная культура изображает плохих начальников грубыми, мстительными и даже склонными к насилию людьми. Однако чаще всего все вовсе не так.
Большинство плохих начальников вовсе не будет открыто грубить или хамить своим подчиненным – если, конечно, у них есть хоть капля ума. Нет, мы говорим о ком-то вроде Майкла Скотта из сериала «Офис» – о пассивно-агрессивных боссах, которые просто не понимают и не замечают, что они делают не так. Зачастую они даже могут делать то, что делают, с самыми лучшими намерениями.
Как считает Джеймс Манктелоу, соавтор бестселлера «Инструменты разума для менеджеров», дело просто в том, что большинство боссов попросту никогда не учили работать с людьми:
«Для того, чтобы стать хорошим начальником, нужно уметь управлять своими эмоциями.
Вы должны быть уверены в себе, искренни и позитивны. Должны уметь справляться с работой под давлением и не вымещать собственный стресс на подчиненных или коллегах. А еще вы должны уметь воодушевлять людей, уметь справляться с проблемами, когда они рано или поздно возникнут.
Для того, чтобы стать таким человеком, нужно время, желание и хороший наставник, и у большинства начальников просто никогда не было ни того, ни другого, ни третьего».
И когда неподготовленные сотрудники становятся начальниками, они превращаются в раздражительных, плохо разбирающихся в людях и склонных излишне строго судить подчиненных за любые ошибки. Они не понимают, что доброжелательная атмосфера во вверенном им коллективе важна ничуть не меньше, чем выполнение порученной работы. И зачастую, пытаясь контролировать всех и вся, они чрезмерно сильно концентрируются на заданиях и проектах, забывая о нуждах и потребностях людей.
Некоторые из плохих начальников просто не любят ответственности. Когда все летит под откос, они куда-то испаряются, а потом обвиняют в случившемся коллег. А еще плохие начальники – те, кто больше заботятся о собственной карьере, чем о все остальном.
В общем, плохие начальники обладают избирательной близорукостью, закрывая глаза на вещи, важные для здоровой атмосферы в коллективе. И несмотря на то, что они пытаются держать под непосредственным контролем все остальное – вплоть до наличия туалетной бумаги в туалетах офиса – им все же не удается сделать коллектив, за который они отвечают, сообществом, где подчиненным действительно хотелось бы трудиться над общей целью.
В конечном итоге именно такое поведение и оказывается способным подтолкнуть даже самых лучших специалистов к желанию уйти куда угодно, напоследок громко хлопнув дверью.
Как же исправить тенденцию?
Ответ прост. Руководителям просто нужно начать по-настоящему замечать людей под своим началом, и не только замечать, но и заботиться о них.
Конечно, не до такой степени, чтобы это стало непрофессиональным, но в достаточной для того, чтобы сотрудники чувствовали: их ценят по достоинству, и тем больше, чем лучше они работают.
Для того, чтобы быть достойным человеком, вовсе не нужен диплом психолога или десяток лет, проведенных за медитацией в горном монастыре.
Хороший и эффективный босс должен уметь хорошо общаться с сотрудниками всех возрастных категорий. Он должен уметь выслушать их, посочувствовать, если это нужно, подтолкнуть в нужную сторону – твердо, но не слишком жестко – и справедливо оценить проделанную ими работу.
Менеджеры должны знать своих подчиненных хотя бы для того, чтобы поручать им работу, которую они смогут делать с максимальной производительностью. А еще они должны знать, когда можно подталкивать людей к цели, а когда этого делать не стоит.
Отличный руководитель – это зачастую вовсе не тот, у кого лучшее образование, множество сертификатов, и даже не тот, у кого отличные рекомендации с предыдущего места работы. Отличный начальник – тот, кто находит время, чтобы помочь реализовать максимальный потенциал каждого сотрудника, взятого под его крыло. Тот, кто видит все лучшие стороны своих подчиненных и знает, в чем они могут стать еще лучше.
Лишь такой начальник сможет создать коллектив, из которого не захочется уходить, даже если где-то предложат зарплату больше.
Источник: www.cluber.com.ua