У Маргариты Тереховой достаточно знаковых и выдающихся ролей, однако большинство помнит её как эксцентричную и яркую Миледи из киноленты «Д’Артаньян и три мушкетёра». Актриса действительно «срослась» с образом, так что не удивительно, что за время съёмок на площадке случилось много необъяснимых и, в какой-то мере, мистических событий, послуживших толчком к эмоциональному и энергетическому выплеску. Многие считали, что дух прототипа героини действительно витал в воздухе во время работы над картиной и помог Тереховой сыграть роль так, как это было нужно.
Что скажете о таком образе Миледи?
Изначально на роль идеальной Миледи была с успехом утверждена Елена Соловей. Режиссёру Георгию Юнгвальду-Хилькевичу именно она виделась той самой «роковой женщиной», сводившей с ума и плетущей козни. Соловей была одновременно женственной, утончённой, нежной и капризной – настоящий ангел, которого никто бы в жизни не заподозрил в чём-то неподобающем или злом. Именно такая женщина могла играть мужчинами без страха быть раскрытой.
Но случилось непредвиденное – оказалось, что Елена была беременна на тот момент и рисковать здоровьем ребёнка (съёмки должны были быть тяжёлыми) не хотела и не могла. Так что режиссёру и ассистентам по актёрам пришлось в срочном порядке искать какую-то не менее выдающуюся альтернативу. Кого ни показывали режиссёру – всё было не так и не эдак. Но тут вдруг он вспомнил о подруге детства Маргарите Тереховой, он рос с ней в Ташкенте.
Режиссёр на всё согласен
Терехова внимательно прочитала сценарий, несколько раз переслушала музыкальный материал и заявила, что «в подобной пошлятине она играть не будет никогда». Но Хилькевич был несгибаем, он готов был полностью переписать имеющийся в сценарии образ под Маргариту.
Только после этого Терехова согласилась на исполнение роли, заявив Хилькевичу, что «хоть тот и сукин сын», но она будет играть на своих условиях. Режиссёру уже было всё равно, он готов был согласиться, кажется, на любые условия, лишь бы заманить Терехову в фильм. Сценарий был перекроен до неузнаваемости, превратив мягкую и нежную в своём коварству Миледи в яркую и непокорную стерву, которая и на лошади скакать умеет, и ногами драться, и козни плести.
Терехова принялась за работу над образом. Она перерыла множество исторических книг, выяснив, что её героиня имела вполне себе реальный прототип – авантюристку и аферистку XVIII века Жанну де Ламотт. Эта женщина смогла совершить не один переворот во Франции того времени.
Актриса решила для себя, что создаст неповторимый и яркий образ интриганки, способной не только повлиять на ход истории, но и соблазнить практически любого мужчину.
Мистика на съёмочной площадке
Но как только съёмочная группа перешла от слов к действию, начали происходить какие-то удивительные и необъяснимые вещи. Позднее Терехова говорила, что ей тогда казалось, что настоящие вихри зла кружили над ней на съёмочной площадке и вне её.
Для одной из самых знаменитых сцен фильма (когда секрет Миледи случайно открылся д’Артаньяну) требовалось нарисовать на плече актрисы заветное клеймо. Хилькевич был ещё тем художником, поэтому он быстро заявил: «Сейчас я всё тебе нарисую».
Он отдёрнул рукав и ахнул: на плече Тереховой виднелось красное пятно, которое нужно было просто обвести. Ничего подобного актриса раньше у себя не замечала. Твёрдой рукой режиссёр обвёл границы пятна, и получилась та самая лилия.
Маргарита говорила, что всегда была слегка нервной, но постаралась успокоиться и отыграть сцену так, как этого от неё требовали. Но дальше мистика не закончилась. У актрисы внезапно начали обваливаться волосы, потом она потеряла сумку со своими вещами, потом билет на самолёт, с которым должна была лететь на гастроли. Всё это она с перепуга забыла в Одессе, настолько её страшило происходящее.
К тому же чтобы образ был ещё более достоверным (Миледи ночами напролёт скакала в седле), актриса не спала ночами, чтобы наутро у неё под глазами виднелись синяки и мешки.
В итоге получили идеал
Несмотря на все перипетии, Миледи Тереховой, по словам Хилькевича, получилась идеальной. Эффектные исторические наряды, природная независимость и горделивость актрисы – всё играло только на образ. Замена для Елены Соловей в итоге превратилась в полноценный и незаменимый образ сексуальной, вероломной, эффектной интриганки и роковой женщины.
Сейчас уже сложно представить кого-то другого в роли Миледи. Тереховой удалось поднять этот образ на недосягаемые высоты. А должны ли зрители благодарить за это потусторонние силы – неизвестно.